Ростехнадзор подвел вчера итоги проверки остановленного почти год назад участка нефтепровода "Дружба" в Брянской области
Ростехнадзор подвел вчера итоги проверки остановленного почти год назад участка нефтепровода "Дружба" в Брянской области. В результате инспекции выяснилось, что труба никуда не годится, устранить требуется почти 8 тысяч дефектов. Аналитики не исключают, что "Транснефть" в итоге вообще откажется от ремонта.
Как отмечается в официальном сообщении Ростехнадзора, экспертная организация ОАО ВНИИСТ провела исследования технического состояния магистральных нефтепроводов Унеча - Полоцк-1 и Унеча - Полоцк-2 магистрального нефтепровода «Дружба». "В результате проведенных исследований было выявлено, что толщина стенок уложенных труб не соответствует нормативам на 96,6% протяженности нефтепровода Унеча - Полоцк-1 и на 94,8% протяженности нефтепровода Унеча - Полоцк-2", - говорится в сообщении Ростехнадзора. Кроме того, металл, из которого сделаны трубы, "имеет превышение содержания серы", а внутри трубы выявлено 7853 дефекта.
История со злополучным участком тянется с конца июля прошлого года. Тогда на участке Унеча - Полоцк магистрального нефтепровода «Дружба» произошла авария. Из лопнувшей трубы вытекло около 50 кубометров нефти. В связи с этим Росприроднадзор потребовал вчетверо снизить давление в нефтепроводе и полностью заменить 70 км труб от города Унечи до границы с Белоруссией.
Тогда прекращение поставок связали с отказом литовских властей продать Mazeikiu Nafta российским компаниям: в июне акции НПЗ были проданы польской PKN Orlen. Если это и была попытка давления, она оказалась неудачной. Уже в июле литовский НПЗ начал получать нефть через морской терминал в Бутинге. Как вчера заявили в Mazeikiu Nafta, компания вполне может вообще отказаться от нефти, идущей по "Дружбе".
"Транснефть" тем временем не спешит с ремонтом. Осенью в компании Семена Вайнштока заявляли, что ремонт "Дружбы" может начаться не ранее чем через пять месяцев. Более того, в феврале Вайншток заявил, что компания, возможно, откажется ремонтировать участок трубопровода «Дружба», если сочтет ремонтные работы экономически нецелесообразными. Он отмечал, что в случае, если Ростехнадзор даст разрешение на работу трубопровода, то на его восстановление потребуется один-два года. Вчера представители "Транснефти" были недоступны для комментариев.
Учитывая вчерашнее сообщение ведомства Константина Пуликовского, аналитики склонны полагать, что «Дружба» в сторону Прибалтики больше функционировать не будет. Такое мнение в разговоре высказал руководитель проектов НКГ «2К Аудит - Деловые консультации» Ян Цукерман.
По его мнению, если учитывать заявление «Транснефти» о том, что она в течение полутора лет готова проложить новую трубу протяженностью почти 1000 км (проектируемая система Унеча -Приморск в обход Белоруссии), то в то, что компания уже восемь месяцев не может починить 70 км имеющегося трубопровода, верится с трудом. "На данный момент ситуация с Mazeikiu Nafta разрешилась, тем не менее «Транснефть» не спешит приступать к починке нефтепровода, - говорит Цукерман. - Если ранее затягивание с ремонтом действительно можно было объяснить попыткой оказать давление на литовские власти, то теперь, казалось бы, необходимо поторопиться с починкой экспортного трубопровода". Однако сегодня ситуация изменилась: конфликт с Белоруссией, который привел к повышению стоимости транзита нефти, заставляет российские власти искать обходные пути транспортировки нефти, отмечает эксперт.
Более того, по словам Яна Цукермана, проект БТС-2, который находится на рассмотрении в правительстве РФ, может быть реализован уже в ближайшие два года, после чего Россия сможет значительно снизить объемы экспорта нефти через Белоруссию. Поскольку сейчас Прибалтика обходится без нефти из «Дружбы», то и в дальнейшем она от нее зависеть не будет, и снижение объемов транзита через Белоруссию в первую очередь произойдет за счет этого направления. В связи с этим ремонтировать изношенные трубы «Дружбы» «Транснефти» экономически невыгодно: вложения могут не окупиться.
Что касается заявлений Росприроднадзора об огромном количестве нарушений, то они лишь повышают стоимость ремонта, тем самым оправдывая действия «Транснефти».