5% сжигаемого нефтяного попутного газа в мире расходуется впустую. Это эквивалентно 30% общего объема газа в странах ЕС и 23% – в США.
Еще в начале XXI века крупнейшими мировыми регионами сжигания попутного газа были Персидский залив, Западная Африка (Нигерия) и Россия (Западная Сибирь). В 2009 году первое место по объемам сжигаемого попутного газа занимала Нигерия (24 млрд куб.м в год), второе - Россия (15 млрд куб.м).
Перспективы еще более неутешительные. В числе экологических последствий нам грозят как минимум увеличение выбросов твердых загрязняющих веществ, ухудшение экологической обстановки в нефтепромысловых районах, существенное воздействие продуктов сгорания на климат. К этому списку стоит добавить несомненные финансовые потери. Ежегодно при факельном сжигании в атмосферу выделяется 400 миллионов тонн СО2 (аналогичный объем выбрасывают 77 миллионов автомобилей), при этом не производится ни полезное тепло, ни электроэнергия.
Только в России за последние 30 лет не введено в строй ни одного нового газоперерабатывающего завода - из-за сжигания НПГ Россия ежегодно теряет около 139,2 млрд рублей. Хотя суммарный эффект от переработки НПГ в стране мог бы составить 362 млрд рублей в году, по данным Министерства природного развития РФ.
Отказ от расточительного факельного сжигания газа может стать следующим шагом на пути к повышению эффективности процессов в сфере энергетики и охраны окружающей среды.
Россия, по некоторым оценкам, ежегодно сжигает около 50 млрд куб.м природного газа ежегодно.
Данные исследования компании GE
Если организовать утилизацию и продажу хотя бы половины этого объема (25 млрд куб.м в год) по внутренним российским ценам, то экономический потенциал превысит 2 миллиарда долларов США (или 65 миллиардов рублей).
Значительных успехов в этой сфере можно добиться за счет политических мер и интенсификации инвестиций в производство электроэнергии и технологии переработки газа.
Опыт других стран мира показывает, что объемы сжигания попутного газа могут уменьшиться примерно на треть именно за счет утилизации. Речь идет о Нигерии, которая за последние 10 лет сократила объем факельного сжигания газа на 28 процентов путем применения таких мер, как обратная закачка попутного газа в нефтяные скважины с целью увеличения объема нефтедобычи, сжижение газа для транспортировки на международные рынки, его подача на рынки через трубопроводы или использование в местах добычи нефти для выработки электроэнергии, необходимой населению прилегающих к месторождениям районов.
Однако нефтяная промышленность страны по-прежнему расходует впустую 15 млрд куб.м природного газа ежегодно. Почти половина населения страны не имеет доступа к электричеству, и Нигерия ежегодно тратит около 13 миллиардов долларов на дизельные электростанции. Тогда как сжигаемый сейчас газ позволил бы производить около 10 ГВт электроэнергии. Эффективный сбор и утилизация факельных газов может утроить количество потребляемой электроэнергии на душу населения этой страны с 155 миллионами жителей. В других странах Африки - Анголе, Экваториальной Гвинее, Габоне, Конго и Камеруне – совместно сжигают около 10 млрд куб.м природного газа ежегодно. На Ближнем Востоке расточительному сжиганию ПНГ способствуют низкие цены на природный газ и более высокие затраты на утилизацию факельного газа.
По мнению авторов исследования GE, на сегодняшний день существуют эффективные технологии, необходимые как для переработки сжигаемого газа, так и направленные на энергоэффективность в целом. В зависимости от региона, это могут быть организация производства электроэнергии, закачка газа в пласт (для повышения нефтеотдачи, оптимизации процессов сбора и переработки нефти), прокладка трубопроводов и распределенные решения в сфере энергетики. Стоимость растрачиваемого впустую природного газа в целом по миру ежегодно составляет десятки миллиардов долларов.
Эти средства можно использовать для создания надежных источников доступной электроэнергии, что обеспечит аналогичные миллиардные доходы благодаря увеличению объема глобального производства.
- Технологии производства электроэнергии, закачки газа в пласт и распределенные решения в сфере энергетики уже существуют, – сказал Майкл Фарина (Michael Farina), руководитель программ GE Energy и автор исследования. - С их помощью можно покончить с расточительной практикой сжигания попутного газа и использовать это топливо для производства доступной электроэнергии для бытовых и промышленных потребителей. – Масштабные потери попутного газа, сжигаемого в факелах, можно устранить в течение пяти лет. Полученный результат будет максимально выгодным для всех заинтересованных сторон.
- Более эффективное использование отходящего и сжигаемого газа открывает огромные возможности, – считает Дэвид Виктор (David Victor), директор лаборатории по международному законодательству и регулированию в Калифорнийском университете в Сан-Диего. - Новые технологии по утилизации газа помогут замедлить глобальное потепление и бережнее использовать дефицитные природные ресурсы.
Безусловно, на определенном этапе процесса минимизации объемов сжигаемого газа потребуются скоординированные усилия со стороны центральных и региональных органов власти, производителей нефти и газа, поставщиков технологий и международного сообщества. По мнению экспертов, в данном случае речь идет не только о карательных, но вполне обоснованных мерах, и схемах стимулирования инвестиций.
Показательно, что, невзирая на технические, организационные и финансовые проблемы, возникающие с утилизацией НПГ, и политику правительства в этой области, нефтяные компании уже давно начали реализовывать собственные программы по использованию попутного газа. Причем активизировали этот процесс объективные обстоятельства.
Проблема использования НПГ давно обсуждается на правительственном уровне, и многочисленные попытки решить проблему попутного нефтяного газа уже делались с конца 1990-х.
Если обобщать последние постановления и директивы, то к концу 2012 года нефтяные компании должны довести уровень рационального использования попутного нефтяного газа до 95%. В Минэнерго отметили, что не все нефтяные компании успевают в срок решить эту задачу.
Весной этого года в Минэнерго России под председательством заместителя министра энергетики РФ Сергея Кудряшова состоялось расширенное заседание рабочей группы по вопросам использования (утилизации) попутного нефтяного газа.
По информации крупнейших нефтяных компаний России, в 2010 году инвестиции в эффективное использование ПНГ составили порядка 50,6 млрд рублей. При этом введено в эксплуатацию 36 объектов электроэнергетики, 108 объектов по подготовке попутного нефтяного газа, построено около 579 км трубопроводов.
Планируемые инвестиции на 2011 год составят порядка 82,2 миллиарда рублей. При этом планируется ввести 75 объектов электроэнергетики, 171 объект по подготовке ПНГ, построить порядка 2000 км трубопроводов.
К факторам, сдерживающим развитие проектов эффективного использования попутного газа, эксперты относят отсутствие соответствующей инфраструктуры для переработки газа, строительство которой обойдется производителю значительно дороже, чем штрафы. А они, скорее всего, останутся незначительными для компаний, по крайней мере, на ближайшую перспективу.
В прошлом году Минприроды пообещало применять самые высокие штрафы к нефтяникам. В качестве примера можно привести тот факт, что в этом году ряд нефтекомпаний ХМАО были оштрафованы на 7,5 млрд рублей за чрезмерное сжигание газа.
Что же компании предпринимают в отношении переработки ПНГ?
Теоретически нефтедобывающие компании могут воспользоваться такими решениями, как: переработка ПНГ средствами нефтехимии; малая энергетика на базе ПНГ; закачка ПНГ и смесей на его основе в пласт для повышения нефтеотдачи; переработка газа на синтетическое топливо (технологии СЖТ/GTL); сжижение подготовленного ПНГ.
К перспективным направлениям промысловой утилизации ПНГ сегодня относятся: микротурбинные или газопоршневые установки, покрывающие потребность нефтепромыслов в электрической и тепловой энергии; малогабаритные установки сепарации для получения товарной продукции (топливного метана на собственные нужды, ШФЛУ, газового бензина и ПБТ); комплексы (установки) конвертации ПНГ в метанол и синтетические жидкие углеводороды (автомобильный бензин, дизтопливо и т.п.).
Практика говорит о том, что утилизация ПНГ в России едва ли может быть оценена «удовлетворительно», не говоря уже об оценке «отлично».
В открытых источниках есть информация о том, что в 2010 году объем добычи ПНГ составил 65,4 млрд куб.м, переработано лишь 31,5 млрд куб.м.
Большая часть попутного нефтяного газа, 45 млрд куб.м, добывается в Западной и Восточной Сибири. В целом за прошедший год в факелах сожжено 15,7 млрд куб.м ПНГ, что составляет 24% от общего объема его производства. На собственные нужды использовано 15%, или 9,7 млрд куб.м. Еще 13% (8,5 млрд куб.м) переработанного ПНГ поставлено потребителям.
Согласно данным Государственного унитарного предприятия «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса Министерства энергетики РФ» (ГУП ЦДУ ТЭК РФ), хуже всего с утилизацией попутного газа в 2010 году было у следующих компаний: «Роснефть» (сожжено на факелах 5837,2 млн кубометров, из них полезного использования – 53,8 %), «Газпром нефть» (сожжено – 1929,3 млн кубометров, доля полезного использования – 55,6%) и «РуссНефть» (сожжено – 440,9 кубометров, полезно использовано 69,8%).
Лидерство по утилизации ПНГ занимает «Сургутнефтегаз», который фактически весь объем попутного нефтяного газа поставляет на энергостанции Сургута. В остальных компаниях программы по утилизации попутного нефтяного газа находятся преимущественно в стадии разработки, включающие новые региональные проекты. В частности, по информации РБК, со ссылкой на пресс-службу «Газпром нефти», «программа по реализации утилизации и повышения эффективности использования ПНГ состоит из трех основных региональных проектов: на Южно-Приобском месторождении, на Вынгапуровской группе месторождений (Ноябрьский интегрированный проект) и на Шингинском, Урманском, Арчинском, Нижне- и Западно-Лугинецких месторождениях (Томский интегрированный проект). В июне прошлого года компания приняла решение о строительстве на Южно-Приобском месторождении компрессорной станции и системы сбора ПНГ. Это позволит направлять на Южно-Балыкский газоперерабатывающий комплекс порядка 500 миллионов кубометров газа в год, доведя уровень утилизации ПНГ на месторождении до 95%. Такая же схема будет применяться и на остальных проектах, подчеркнули в «Газпром нефти».
Собственные методы начали осваивать и другие регионы. Так, Иркутская нефтяная компания (ИНК) в 2010 году запустила на Ярактинском месторождении установку по закачке природного газа обратно в пласт. Технология позволяет увеличить объемы извлечения газового конденсата из продуктивных пластов на 22% и исключить сжигание газа на факеле.
В 2011–2012 годах ИНК планирует построить второй пусковой комплекс первой очереди УКПГ. При этом производительность установки возрастет до 3 млн куб.м газа в сутки, из которых 500 тысяч кубометров придется на попутный нефтяной газ. Планируется, что к 2015 году объем ежесуточной закачки газа увеличится до 6 млн. кубометров. К этому времени компания будет утилизировать более 95% попутного газа. Строительство второго пускового комплекса УКПГ позволит достичь совокупного сокращения выбросов парниковых газов более чем на 588 тысяч тонн.
В ОАО «Верхнечонск-нефтегаз» тоже начинают реализацию проекта утилизации попутного нефтяного газа. ВНИИГАЗ разрабатывает для ВЧНГ проект осуществления закачки газа в подземный пласт. На этот проект в течение трех ближайших лет направят 600–650 миллионов рублей. К октябрю 2011 года на Верхнечонском нефтегазоконденсатном месторождении будет введена в эксплуатацию вторая очередь энергоустановки ЭСН-2 мощностью 26 МВт. Мощность первой очереди установки составляет 6 МВт. Уже в этом году планируется около 35% добываемого попутного нефтяного газа направлять на удовлетворение потребностей собственной генерации на Верхнечонском месторождении, 65% ПНГ будет утилизировано в подземном хранилище.
Проблема эффективного использования попутного нефтяного газа носит глобальную «окраску». По мнению представителей экологических организаций, утилизация НПГ - капиталоемкий и сложный процесс, для успеха которого требуется согласование противоречащих друг другу позиций заинтересованных сторон. Как отметил Алексей Книжников (Всемирный фонд дикой природы (WWF), ситуация усугубляется трудностями с выходом продукции утилизации НПГ на рынок. Кроме того, проблема обостряется из-за того, что масштабное сжигание НПГ одновременно имеет экологические аспекты, затрагивает сферу изменения климата, представляет собой бесцельное уничтожение ценных природных ресурсов, а также является политическим вопросом. Формирование условий, ориентированных на решение проблемы использования НПГ в России, должно быть ориентировано на скорейшую реализацию новых инвестиционных проектов в данной сфере - оснащение промыслов необходимой измерительной аппаратурой, сооружение газосборных сетей и компрессорных станций, строительство газоперерабатывающих заводов. Вместе с тем, утилизация НПГ может стать коммерчески выгодным видом деятельности, и либерализация цен на НПГ отражает «движение» в этом направлении.
Однако для создания выгодного бизнеса по использованию НПГ необходима продуманная долгосрочная стратегия правительства в этой области, которая эффективно бы сочетала меры экономического стимулирования и штрафные санкции. В сфере утилизации НПГ очень остро стоит вопрос о том, как добиться повышения степени его использования, не подорвав при этом экономические позиции нефтяных компаний, особенно сегодня, в условиях наметившегося снижения нефтедобычи и сворачивания инвестиционных программ нефтяных компаний.
Эксперты GE уверены, что окончательное решение проблемы утилизации ПНГ зависит от адекватных усилий на местах. Правительства, промышленники и поставщики технологий по всему миру должны организовать эффективное сотрудничество на нескольких этапах: обмен информацией по стоимости газа в целях повышения эффективности его использования; обоснование финансовых выгод, связанных с сокращением факельного сжигания газа; гарантированная подготовка местными властями нормативных актов, направленных на минимизацию сжигания газа; наращивание потенциала, содействующего местным инвесторам и подрядчикам в процессе разработки, эксплуатации и обслуживания распределенных систем производства электроэнергии.
Серьезным фактором для полноценного решения проблемы являются инвестиции в прокладку трубопроводов, строительство производственных мощностей для переработки и хранения. Это сделает процесс сбора и утилизации попутного газа экономически эффективным.
Немаловажно и то, как данные решения будет поддерживать государство. Одним из важных способов создания дополнительной инвестиционной привлекательности проекта, решения, технологии может стать утверждение льготных условий на государственном уровне в отношении кредитования или частичного покрытия рисков в процессе реализации программ и проектов. Кроме того, существенное положительное влияние могут оказать и целевые фонды развития технологий, углеродные партнерства, а также создание углеродных фондов и расширение прав в сфере минимизации факельного сжигания попутного нефтяного газа в рамках «Механизма чистого развития», разработанного ООН.