“Транснефть” вновь нашла способ минимизировать дивиденды. В 2006 г. ее чистая прибыль упала почти на четверть. Компания объясняет это списанием в убыток затрат на проектирование отвергнутого президентом Владимиром Путиным участка нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).
Чистая прибыль “Транснефти” по РСБУ в 2006 г. упала на 23,9% до 3,505 млрд руб. по сравнению с 4,608 млрд руб. годом ранее, сообщила компания. Таким образом, владельцы привилегированных акций получат 350 млн руб. — 10% от чистой прибыли, как записано в уставе компании. За 2005 г. эта цифра составила 460 млн руб. Дивиденды на госпакет еще не определены, говорит вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. В прошлом году премьер Михаил Фрадков подписал постановление о единой дивидендной политике госкомпаний. Оно обязывает компании с госучастием направлять на дивиденды фиксированную часть чистой консолидированной прибыли. Впрочем, доля отчислений в документе не указана. Для крупнейших госкомпаний правительство будет утверждать ее индивидуально. Впрочем, Григорьев говорит, что менеджмент компании предлагает рассчитывать дивиденды на госпакет исходя из показателей по РСБУ.
Снижение чистой прибыли “Транснефть” объясняет расходами в IV квартале 2006 г., “связанными со списанием невостребованной проектно-сметной документации в связи с переносом участка нефтепровода ВСТО”. “Маршрут был изменен после того, как мы потратили деньги на проект”, — объясняет Григорьев. По его словам, старая трасса имела протяженность 2350 км, а новая — 2750 км, причем только около 800 км из них совпали с первоначальным проектом. Точную сумму убытков он не назвал, но сказал, что она приблизительно равна сумме, на которую уменьшилась чистая прибыль в 2006 г.
Изначально маршрут ВСТО пролегал на расстоянии 800 м от озера Байкал. Поэтому экологические организации подвергали проект резкой критике. В апреле прошлого года президент Владимир Путин велел изменить маршрут так, чтобы он проходил на расстоянии не ближе 40 км от озера. В реальности скорректированная трасса оказалась в 400 км от него.
Аналитик ИК “Брокеркредитсервис” Максим Шеин считает, что уменьшение чистой прибыли соответствует неоднократно декларированной руководством “Транснефти” политике минимизации дивидендов. “Потери компании от изменения проекта велики, но не чрезмерны”, — полагает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Что же до дивидендов, говорит он, то их от “Транснефти” никто и не ждет. Если раньше чиновники требовали платить больше, то теперь этого не будет. Компания строит ВСТО, и это снимает все возможные претензии к ней.