Введение новых правил лицензирования автозаправок может привести к тому, что мелкие компании уйдут с рынка, и продавать бензин в России будут только нефтяные гигнаты.
Введение новых правил лицензирования автозаправок может привести к тому, что мелкие компании уйдут с рынка, и продавать бензин в России будут только нефтяные гигнаты. По словам экспертов, это может вызвать рост цен на бензин.
Как стало известно во вторник, с 2008 года Ростехнадзор начнет лицензирование АЗС на предмет безопасности. «По поручению правительства РФ Ростехнадзор разработал нормы и правила по лицензированию АЗС. Эти нормы и правила доведены до территориальных органов Ростехнадзора, проведены соответствующие семинары и обучение инспекторского состава», – передает слова руководителя Ростехнадзора Константина Пуликовского ПРАЙМ ТАСС
Предполагается, что лицензирование будет осуществляться Ростехнадзором одновременно с МЧС, которое до этого выполняло контроль за автозаправками, как за пожароопасными объектами. Ранее Российский топливный союз оспаривал вопрос отнесения АЗС к пожароопасным производственным объектам. В итоге Высший арбитражный суд РФ вынес решение: лицам, эксплуатирующим АЗС, необходимо и достаточно иметь лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта.
Дело выиграть не удалось, и помимо МЧС, к лицензированию подключился Ростехнадзор, по поручению Правительства РФ.
По мнению президента Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко, новой лицензией чиновники создают себе дополнительную возможность заработать. Лицензия Ростехнадзора будет фактически дублировать лицензию МЧС, уже проверяющую АЗС на соответствие требованиям Закона «О Промышленной безопасности опасных объектов».
Исходя из своих требований, чиновники смогут ограничить возможность получения лицензии той или иной АЗС. Хоть они заверяют, что будут относиться с пониманием к предпринимателям, не исключено, что новые правила создадут дополнительные преграды в получении лицензии. Также Сергиенко считает, «новые правила могут вызвать трудности в компаниях, владеющих не большим количеством автозаправок».
По словам эксперта, все это, безусловно, приведет к подорожанию себестоимости бензина и, как следствие, отразится на кошельке автомобилистов.
С ним согласен его коллега вице-президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. «Это существенно отразится на ценах на бензин. Цены поднимутся из-за дополнительных расходов на лицензирование. Фактически компаниям придется создавать дополнительное подразделение, которое будет вести лицензирование и сертификацию оборудования», – считает Аркуша. Вице-президент МТА надеется, что ситуация изменится после того, как административная комиссия, возглавляемая вице-премьером Сергеем Нарышкиным, рассматривающая, в частности, и проблему АЗС, подготовит все необходимые для нововведения нормативные акты.
«Решение Ростехнадзора по лицензированию АЗС совершенно правильное, но неизвестно, как оно будет реализовано, потому что «взяткоемкость» остается достаточно большой», – считает аналитик инвестиционной группы «Регион» Константин Гуляев.
Также он сказал, что новое лицензирование, касающееся безопасности заправок, не отразится существенно на крупных компаниях, которые имеют современное оборудование и в состоянии укомплектовать свои заправки в соответствии с требованиями Ростехнадзора.
В основном, с проблемами столкнутся небольшие игроки рынка, АЗС которых зачастую находятся в непригодном для эксплуатации состоянии.
Однако некоторые аналитики настроены оптимистично. По мнению главного редактора интернет-портала по промышленной безопасности «Safeprom.ru» Александра Рябова, присутствие Ростехнадзора в системе лицензирования вполне оправданно из-за сложной ситуации, вызванной увеличившимся объемами реализации горючего, и мер по безопасности, связанных с этим. Аналитик считает, что Ростехнадзор сможет урегулировать те вопросы безопасности, на которые обычно не обращают внимание специалисты МЧС. Хоть новые лицензии и будут идти параллельно с МЧС, они будут касаться практически всей инфраструктуры заправки. «Мы же не удивляемся, когда дело касается требований безопасности простого здания или, скажем, продуктового магазина», – добавил Александр Рябов.