11 мая 2007 года Якутский городской суд признал заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ТЭО (проект) "Расширение трубопроводной системы "Восточная Сибирь -
11 мая 2007 года Якутский городской суд признал заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ТЭО (проект) «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» 1 этап. Усть-Кут-Талаканское месторождение» недействительным.
В суде был также признан незаконным приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) № 909 от 16 октября 2006 года об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
Заявление в суд подали сразу несколько общественных экологических организаций: «Общественный экологический центр РС(Я)», «Центр экологического просвещения «Эйгэ», Ассоциация эвенков РС(Я), «Сеть общественного экологического мониторинга», Якутское отделение Всероссийского общества охраны природы, Саха общественный центр и еще четыре физических лица.
В чем же заключаются нарушения природоохранного законодательства, послужившие основанием для такого решения суда?
Первое. Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «Об экологической экспертизе», общественность имеет право обсуждать и выносить оценку воздействию на экологию намечаемой хозяйственной деятельности, имеет право обратиться в суд, если обнаружит, что экологическая безопасность под угрозой.
ОАО «АК» «Транснефть» общественные обсуждения проекта строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» проводить, судя по сценарию событий, совсем не жаждало. Чтобы совместить требуемое и желаемое, ОАО «АК» «Транснефть» объявило о начале обсуждений предварительных материалов оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду ( ОВОС) в Российской газете 7 июня 2006. Но к тому времени эти самые предварительные материалы ОВОС были уже готовы, задокументированы и подшиты. Обсуждать было уже, по сути, нечего.
Второе. Видимо, под напором общественности 14 июля 2006 года в г. Ленске общественные слушания все же были проведены. Но какие это были слушания?
Согласно п.49 Положения об ОВОС, заказчик (в нашем случае ОАО «АК» «Транснефть») обеспечивает проведение общественных слушаний по обсуждению предварительного варианта материалов по ОВОС с составлением протокола. После этих слушаний материалы по ОВОС должны были (вместе с поступившими вдогонку предложениями от общественности) в течение тридцати дней попасть на государственную экологическую экспертизу. В этом протоколе должно четко фиксироваться, какие вопросы возникли во время обсуждения, к чему пришли стороны в ходе обсуждения. Протокол должен подписываться всеми присутствующими представителями власти, заказчика, общественных организаций, гражданами.
Протокол же, который был представлен суду, не был подписан общественными организациями. Потому что им (общественным организациям) ознакомиться с содержанием протокола просто не дали.
Третье. В экологическую экспертизу также так и не попала сводка замечаний и предложений общественности. Вопреки ФЗ "О государственной экологической экспертизе".
Четвертое. Две общественные экологические организации - «Экологический форум» и «Экологическое движение конкретных дел» выполнили заказ на государственную экологическую экспертизу. Эти организации были созданы не в республике, общественность республики не уполномочивала эти организации проводить общественную экспертизу и не знала о проведении ими экологической экспертизы. Между тем, организаторы общественной экологической экспертизы обязаны, по закону, известить население о начале и итогах ее проведения.
Не зная, что государственная экспертиза, заказанная ОАО «АК» «Транснефть», уже проведена, якутские общественные организации организовали свою экспертизу, тогда как, по правилам, общественная экспертиза должна предшествовать государственной.
Не знали об этом и депутаты Ил Тумэна, проведшие парламентские слушания, заслушивавшие специалистов в то время, когда «Транснефтью» все уже было решено.
Ростехнадзор, в свою очередь не потрудился известить ни общественность республики, ни власти республики о начале государственной экологической экспертизы. И это несмотря на официальное заявление с просьбой известить дату ее начала.
В результате суд признал, что «Государственная экспертиза основывалась на неполных материалах ОВОС, подготовленных с нарушением требований законодательства, и на заключениях общественных экспертиз, проведенных с нарушением требований закона».
Были нарушены принципы гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения, достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу, гарантированные федеральным законом.
Так что, получается, экологи республики выиграли свой первый серьезный «бой» в суде. Другой вопрос, скажется ли это серьезно на строительстве ВСТО, которое идет сейчас высокими темпами. Но, думается, в любом случае они все-таки со временем приучат участников мега-проектов считаться с мнением общественности и своевременно обеспечивать безопасность экологии.