13 мая Президент Литвы Валдас Адамкус заявил о том, что Вильнюс может заблокировать переговоры между Россией и Евросоюзом о заключении нового договора о сотрудничестве
13 мая Президент Литвы Валдас Адамкус заявил о том, что Вильнюс может заблокировать переговоры между Россией и Евросоюзом о заключении нового договора о сотрудничестве, если Москва не возобновит поставки нефти в Литву по нефтепроводу "Дружба". Показательно, что произошло это в Польше после саммита в Кракове. Глава литовского государства охарактеризовал прекращение подачи "черного золота" как "политическую, а не техническую проблему". По его словам, "вето – крайняя мера", но к этому средству Литва может прибегнуть как к "последнему шансу" добиться прогресса в данном вопросе.
Напомним, что российская компания "Транснефть" прекратила прокачку нефти по "литовской ветке" нефтепровода "Дружба" после аварии 29 июля 2006 г. В результате была фактически блокирована работа "Mazeikiu Nafta", единственного нефтеперерабатывающего завода в Прибалтике. Западные политологи высказывали предположения, что Москва таким образом пытается понизить его стоимость, чтобы убедить руководство польской кампании "PKN Orlen", которая ранее выиграла у российских компаний конкурс на покупку этого предприятия, отказаться от этой сделки.
Дальнейшую эксплуатацию этого участка нефтепровода до окончания ремонта запретил Ростехнадзор. Это ведомство предполагало провести проверку состояния участка трубопровода Унеча-Полоцк, однако исследования его экспертов до сих пор не завершены и ремонт трубопровода не начат. В настоящее время нефть в Литву транспортируется танкерами по Балтийскому морю. Таким образом, попадающее на Мажейкяйский нефтеперегонный завод, сырье становится значительно дороже, чем при транспортировке по трубопроводу, а значит, прибыль данного предприятия также находится под большим вопросом.
Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский заявил, что поставки нефти Литве могут задержаться до конца мая. По его словам, "решение о конкретных сроках полного возобновления работы этого участка нефтепровода "Дружба" пока еще не принято. Этот вопрос должна решить техническая комиссия Ростехнадзора, которая еще продолжает свою работу". Стоит отметить, что работавшая на литовском участке транспортной системы комиссия выявила около 8 тысяч дефектов, без устранения которых невозможна его нормальная эксплуатация. Это подтвердил и руководитель Ростехнадзора: "нефтепровод очень старый и мы вынуждены его останавливать для ремонта. Каковы бы ни были предположения со стороны Балтийских республик, наши партнеры должны понимать необходимость таких технических ремонтов".
В этой связи стоит затронуть и форум в Кракове, на котором 11 мая президенты Литвы, Польши, Украины, Грузии и Азербайджана подписали соглашение, цель которого – уменьшение энергетической зависимости от России. На практике стороны должны приступить к прокладке к 2011-му году нефтепровода по украинской территории до польского порта Гданьск, по которому должна поступать бакинская нефть.
Между тем, у антироссийского "альянса" не все так гладко, как бы хотелось его польским устроителям. Литовский президент особо отметил, что в обсуждении не участвовал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Это было не случайно, ведь в Астану прибыл президент России Владимир Путин. Тем самым казахский лидер правильно оценил ситуацию, с кем ему лучше быть. Таким образом, становится совершенно ясно, что он не поехал в Польшу в силу "российских симпатий", во многом обусловленных экономической составляющей. И действительно, зачем Казахстану прокладывать новые дорогостоящие нефте- и газоппроводы, когда можно воспользоваться уже имеющимися на российской территории? Между тем, Адамкус оставил для Назарбаева двери в антироссийский альянс открытыми, охарактеризовав его как "проницательного политика", остающегося "открытым для всех предложений".
Стоит заметить, что Адамкус не случайно сделал свои антироссийские заявления именно в Польше, которая стала очагом сопротивления "русскому великодержавному шовинизму". Таким образом, он продемонстрировал перед своим польским коллегой приверженность антироссийскому духу, культивируемому на постсоветском пространстве во многом не без участия Варшавы.
Напомним, что именно Польша наложила вето в ноябре 2006 г. на начало переговоров между Россией и ЕС, требуя от Москвы возобновления поставок в Россию польского мяса и растениеводческой продукции. Наша страна приостановила их в ноябре 2005 г. из-за фальсификации польской стороной ветеринарных сертификатов. Почти одновременно Россия прекратила импорт растениеводческой продукции из Польши из-за ее несоответствия российским фитосанитарным нормам.
Напомним, что последние переговоры по этой проблеме, состоявшиеся на Кипре 21–22 апреля 2007 г., завершились безрезультатно. Новое же обострение ситуации произошло на фоне подготовки к саммиту Россия-ЕС, который должен пройти 17–18 мая в Самарской области. Заметим, что в Москве надеялись на то, что к тому времени Польша снимет вето и препятствий для подписания соглашения не будет.
Источники в польском дипломатическом ведомстве утверждают, что новые переговоры будут обречены на провал, так как Москва до сих пор не отменила эмбарго на поставки польского мяса.
Таким образом, события вокруг Мажейкяйского завода являются лишь небольшим эпизодом в глобальной борьбе за контроль над энергоресурсами, которая разворачивается в условиях обострения конкуренции за мировые сырьевые рынки. Однако от того, кто победит в споре за литовский нефтяной гигант, во многом и зависит ее исход. Можно предположить, что пока отменить сделку на покупку этого предприятия поляками не удастся, пока стороны не убедятся в неэффективности переброски в Литву бакинской нефти. В случае реализации этого проекта "Mazeikiu Nafta" действительно получит "альтернативную" нефть.
Однако, по мнению экспертов, прокладка нефтепровода по дну Черного моря и его общая протяженность сделают бакинское сырье более дорогим по сравнению с российской нефтью. Но все это проект будущего, реализации которого может помешать, например, нестабильная ситуация в Кавказском регионе, а нефть заводу требуется сегодня, иначе он будет нести многомиллионные убытки. Таким образом, пока Варшаве и ее более мелким сателлитам, науськиваемым заокеанским хозяином, недовольным растущей энергетической зависимостью Европы от России не удалось дать достойного ответа на действия Москвы, которая по справедливости желает занять более достойное место на мировом рынке.